Навіны
лютага
07

Неуплата налогов

     Является ли административным правонарушением неуплата или неполная уплата суммы налога?

                     19 января 2016 года был подписан Указ Президента Республики Беларусь №14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ №14), предусматривающий, что не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины).


                    Указом №14 также внесены дополнения и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. N 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".


                    Согласно внесенным дополнениям и изменениям установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля (орган финансовых расследований) осуществить в определенном порядке налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение.

                    Заключение составляется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (Департамент) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения.

                    Органом финансовых расследований по истечении десяти рабочих дней со дня получения заключения субъектом предпринимательской деятельности или его представителем, а в случае обжалования заключения – со дня вручения (направления) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю решения по жалобе, оставляющего в силе заключение, выносится предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), совершавшему сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности.

                     В случаях неисполнения предписания в срок или подачи возражений на него орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо направить заверенную гербовой печатью Департамента копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки.


                    Таким образом, Указ №14 предусматривает механизм превентивной работы органов финансовых расследований с плательщиками, участвующими в сомнительных финансовых операциях. Так, у субъектов хозяйствования появилась возможность избежать административной ответственности и проверки, добровольно уплатив суммы налогов и сборов по сделкам с контрагентами, в отношении которых Департаментом финансовых расследований составлено заключение и направлено соответствующее предписание субъектам хозяйствования, совершившим сделки с таким контрагентом. В предписании будет указано по операциям с каким контрагентом подлежат уплате налоги ИП и юридических лиц.


                       Причем, как у самих «лжепредпринимателей», так и у их контрагентов появилась возможность обжаловать заключение и предписание соответственно, что, несомненно, является положительным моментом для обеспечения полноценной защиты прав добросовестных плательщиков.


                       Кроме того, согласно Указу №14 в заключении, составляемом в отношении «лжепредпринимательской» структуры обязательно должен быть отражен период, в течение которого оформленные первичные учетные документы являются не имеющими юридической силы, который определяется Департаментом на основании имеющихся у него сведений и документов, позволяющих установить период использования реквизитов, бланков документов, печати субъекта предпринимательской деятельности для оформления первичных учетных документов. 

                         Напомним, что согласно сложившейся практике в случае отнесения субъекта хозяйствования к «лжепредпринимательской» структуре, вся её деятельность признается незаконной с момента создания такой организации, несмотря на очевидный факт, что организация могла создаваться и определенное время осуществлять деятельность как добросовестный субъект хозяйствования, и лишь с определенного момента в силу ряда причин (смена состава участников, руководителя и т.п.) начать осуществлять незаконную деятельность. Норма Указа №14 безусловно позволит защитить добросовестных плательщиков, которые работали с «лжепредпринимательской» структурой в тот период, когда организация не занималась осуществлением преступной деятельности.


                          Несмотря на положительные новации, в тоже время, полагаем, что из текста Указа №14 следует, что нормы об освобождении от ответственности касаются лишь ответственности самого плательщика - юридического лица или индивидуального предпринимателя. Соответственно, указанные нормы не распространяются на должностных лиц юридического лица – директора, главного бухгалтера. Кроме того, нормы Указа №14 не касаются возможности освобождения лиц от уголовной ответственности.
Указ №14 вступает в силу с 23 апреля 2016 г.
Юридические услуги специалистов PARADA+partners в области административного и налогового права:
налоговое планирование, налоговый аудит и разрешение налоговых споров, налоги ИП, налоги 2016, налоги РБ.