News
January
13

Представляем Вашему вниманию наиболее значимые изменения, затронувшие общую часть Налогового кодекса (НК) в 2016 году.

Взаимозависимые лица

Законом расширен круг взаимозависимых лиц, т.е. лиц, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. С 2016 года к взаимозависимым дополнительно относятся:


Представляем Вашему вниманию наиболее значимые изменения, затронувшие общую часть Налогового кодекса (НК) в 2016 году.

Взаимозависимые лица

Законом расширен круг взаимозависимых лиц, т.е. лиц, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. С 2016 года к взаимозависимым дополнительно относятся:
• организации, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;
• организации, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов – одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами по критерию близкого родства или свойства.
К сведению, взаимозависимость в налоговом законодательстве влияет на несколько ситуаций, в частности, на возможность отнесения на затраты отдельных видов контролируемой задолженности (правила тонкой капитализации) и на трансфертное ценообразование. Таким образом, расширение круга взаимозависимых лиц приведет к увеличению числа сделок, попадающих под действие правил о трансфертном ценообразовании и отнесению на затраты отдельных видов задолженности (правил тонкой капитализации).

Налоговые льготы

Закреплено право использования льгот по налогам, сборам (пошлинам) юридическими лицами, возникшими в результате преобразования (изменения организационно-правовой формы) юридических лиц одного вида в юридические лица других видов.

Изменение сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) в индивидуальном порядке

Общая часть НК дополнена новой главой, посвященной изменению установленных законодательством сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней в индивидуальном порядке. Ранее возможность изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям».
Список оснований для изменения сроков уплаты обязательных платежей закрытый, и к ним относятся:
1) угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;
2) задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;
3) сезонный характер производство и (или) реализация товаров (работ, услуг);
4) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Изменение срока уплаты налогов осуществляется на срок до 1 года по решению Президента, областного, Минского городского, районного, городского Совета депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами.
Злоупотреблять правом на отсрочку (рассрочку) исполнения налоговых обязательств не стоит, поскольку при получении права на изменение срока уплаты налогов, сборов (пошлин) по основаниям 1 и 3 (угроза экономической несостоятельности, сезонный характер производства и (или) реализации), а также при получении налогового кредита плательщик обязан будет уплачивать проценты.

Расширение сферы электронного декларирования

Среднесписочная численность работников организации, при которой плательщики обязаны перейти на представление налоговых деклараций в виде электронного документа, сокращена с 50 до 15. При этом прямо предусмотрено, что при предоставлении декларации на бумажном носителе, когда плательщик обязан подать декларацию в виде электронного документа, декларация не считается предоставленной. Соответственно, в такой ситуации для плательщиков будут наступать последствия непредставления декларации в срок – привлечение к административной ответственности по ст. 13.4 КоАП.

Раскрытие информации об открытии электронных кошельков

С 2016 года банки обязаны предоставлять сведения в налоговые органы об открытии, закрытии, переоформлении электронных кошельков в течение одного рабочего дня после соответственно открытия, закрытия, переоформления. Примечательно, что банки должны предоставлять информацию об открытии электронных кошельков как организациями и индивидуальными предпринимателями, так и физическими лицами.
Ранее сведения об открытии электронных кошельков предоставлялись только по запросу контролирующих органов и в исключительных случаях.